Спец по дизайну вместе с владельцем дома решили обшить три стены мозаикой из кожаных стеновых панелей.
Одну стену в гостиной, а две — в спальне. Перед нами стала задача не просто сделать три огромные панели во всю стену. Тут дело было бы необычное, но ничего сложного. Затянули кусками кожи панель, с помощью ровных рук и творчества чудо-материалами избавились бы от стыков. Готово — можно вешать на стену. Но хрен там.
Задача стояла сделать много маленьких панелей еще и разного. Из них потом будет сложен нужный узор. Картинка на экране ноута дизайнера была крутой и оригинальной. Оставалось дело за малым — сделать это.
Мы рассчитали количество панелей и материал, строго по техзаданию дизайнера. Согласовали с ним и заказчиком. Последний был категоричен и захотел себе «идеальные» панели. Объясняю, кожа должна была быть самой качественной и определенного рисунка. Мы заказали кожу из Италии.
Заказчик был более чем адекватный и сказал, что мы можем заказать больше шкурок, чем нужно для работы. Потому бракованные куски мы пускали на мелкие детали или сразу списывали в утиль.
Цвет кожи заказчик выбрал сам — он идеально подходил под интерьер будущего дома. Основа панелей была из фанеры. Ее мы выпиливали сами четко в размер, чтобы получить гармоничное сочетание всех элементов.
Остальные работы, вроде, вырезания отверстий под розетки, крепежи чего-то и светильников — выполняли сторонние мастера. Мы же полностью сосредоточились на стеновых панелях.
Последнее согласование с дизайнером и заказчиком дало нам сокровенное число этих самых панелей — 46.
Столько панелей разных размеров нам предстояло вырезать и затянуть кожей. Из сорока шести только 4 или 5 были одинаковые.
Для составления мозаичных стеновых панелей нам предстояло выкроить 46 разных кусков кожи и выпилить столько же фанерных панелей. После затянуть кожей каждую панель. Вроде, ничего сложного, НО по периметру каждой панели мы делали отстрочка ниткой в 10 мм и шагом в 4−5 мм.
Заказчику был нужен идеальный вариант. Потому запас кожи у нас был хорошим. Всего мы заказали 12 шкурок площадью 4−5 м2. Для больших панелей использовали самую гладкую кожу без дефектов. Остальные шкурки резали и делали из них маленькие панели. Хреновую кожу с явными дефектами отложили и даже не раскраивали. Но позже и она пригодилась.
Сначала мы разложили все шкурки и выкроили самые большие панели. Поняли: какие части кожи придется отложить на более мелкие элементы стеновой панели, а какие останутся без дела. При работе с натуральной кожей есть куча нюансов.
Рассказываю. Жила была коровка и спокойно жила, хавала траву и пару раз в день ее доили. После, некоторые ее части отправились на прилавок мясного магаза, а шкурка приехала к нам. Вот все бы ничего, но коровка та могла жить и пастись на ферме под открытым небом, и кучей другого домашнего скота. Там ее кусали всякие насекомые, и в местах укусов позже появлялись маленькие шрамы. А могла быть боевой и попадать в разные передряги с собаками и другими животными. Так на покрове ее шкурки появлялись шрамы побольше.
И вот эти все шрамы и изменения структуры кожи очень видны на больших полотнах кожи. А при ее покраске в нужный цвет получаются непрокрасы в этих местах боевой славы коровки.
Но мы же заказывали кожу из Италии. Мы работаем сотрудничаем с мебельным магазином элитной мебели, потому материалы нам приехали чистые и бархатные, как попка младенца.
Перед раскроем мы разложили каждую шкурку и тщательно осмотрели.
Сразу отложили получше для больших панелей, а на остальных выявляли небольшие дефекты и по возможности устранили их.
Пришлось чуть ли не под микроскопом изучить каждый кусок кожи. После приступили к раскраиванию. Из шкурок с дефектами мы вырезали небольшие панели. В заказе было несколько совсем маленьких, размерами 10−15 на 35−40 см.
Когда стало понятно, какой элемент из какой шкурки выкраивать, началась основная работа. Размеры на шкурках обводятся по старинке мелом, или специальными серебряными ручками.
Линии такой ручки легко убирается средствами для кожи и не оставляет следов. Правда не стоит откладывать шкурку с линиями на неделю. По линиям мы вырезали кусочки под каждую панель.
Дизайнер проекта позаботился о нас и задумал бахнуть по периметру каждой панели строчку. На маленьких панелях сделать ровный шов — без проблем. На больших — это был квест. Чтобы отметить ровную строчку, мы использовали длинную линейку, и уже по ней намечали идеально прямой шов без зазоров и смещений.
Нитка была подобрана практически в цвет кожи. Чтобы строчку было видно, нитка имела более золотой оттенок. С помощью длинной линейки мы кропотливо выкладывали ровные строчки.
Самый ответственный процесс при создании стеновых панелей — это нанесение клея. Его мы наносили в несколько слоев. Хорошая качественная кожа впитает один слой клея без проблем и отвалится со стены. Еще несколько слоев нужны, чтобы каждый миллиметр поверхности оказался хорошо промазан и потом не отклеился. После нанесения первого слоя, мы оставили кожу дышать, сохнуть и впитывать клей. Потом на раскроенную кожу нанесли второй слой клея, чтобы адгезия и сцепление с фанерой были лучше.
Панели мы тоже грунтовали в два слоя. После нанесения первого давали им отдохнуть и впитать клей так же, как коже. Лучше получить излишек клея и убрать его, чем потом безуспешно бороться с непроклеенными местами. Если клея будет мало, то со временем кожа отойдет от фанеры, и образуются воздушные пузыри. Это сразу бросается в глаза, особенно, если по периметру пола или потолка есть подсветка. Такие косяки исправить локально не выйдет. Только перетягивать панель заново. Потому лучше сразу нахерачить клея от души и убрать лишний.
Особенность натуральной кожи — клей ее стягивает. Общий размер раскроенной кожи после нанесения клея и высыхания уменьшается на 1,5−3 см, то есть с каждой стороны — по 0,5 см. Мы сразу заложили эти вещи и кроили с запасом.
В нашем случае кожа была качественная и сократилась всего на 1,5−2 см. После высыхания клея мы полностью промяли кожу, чтобы она снова стала мягкой и не дубела.
Мы наносили строчку по периметру каждой панели только после полного высыхания клея. Это наша технологическая находка. Так строчка точно останется ровной.
Если же сделать шов до нанесения клея, то потом кожа скуржопится и строчка станет кривой.
Настал самый ответственный момент — соединение кожи и панели.
Сначала закрепили углы. Затем прошли основание. В конце — центральную часть. Когда с лицевой стороны все было готово, панель перевернули и аккуратно подвернули кожу. Конечно же, можно было схалявить и сделать сделать края заподлицо с панелями и отрезать встык. Но мы за надежность и оставили небольшой подворот.
Заказчику наш подход понравился, потому так и сделали. Запас получился 2−3 см, и мы аккуратно завели его на обратную сторону панели, а лишнее обрезали.
Для окончательного прилипания кожи мы прошлись по каждой панели парогенератом. Парогенератор разглаживает складки на коже, если они образовались. А в умелых ровных руках им можно убрать мелкие шрамы.
Подготовка стеновых панелей к сдаче заказчику вышла на финишную прямую. Мы вымерили строчку по линейкам. Линейки у нас в арсенале есть разного размера, и даже длинные для самых больших панелей. Строчка должна быть идеально ровная!
Даже зазор в 1 мм будет виден и испортит общую картину, если кожу приклеить криво. Потому мы все тщательно перемерили еще перед сдачей.
Когда все панели были готовы, мы пригласили дизайнера проекта, чтобы он вживую оценил будущую мозаику у нас в мастерской. Нам было не кайф возить хрупкие панели туда-сюда, если что-то не устроит заказчика. Дизайнер осмотрел и одобрил их у нас в мастерской. И мы отправили стеновые панели на территорию заказчика. Транспортировкой занималась сторонняя компания. Они упаковали все в стрейч-пленку и увезли.
Работу выполняли двое наших мастеров, потребовалось 8 дней. Один занимается подготовкой материала, а второй в делал строчку.
Самая жесть была с двухметровыми панелями. Этот процесс был мегакропотливым и трудоемким. Но им удалось вывести строчку в идеал.
Стоимость всей работы составила 250 тысяч рублей. Это цифры только за нашу работу, клей и расходники. Материалы оплачивались отдельно.
Можно сказать, что работа со стеновыми панелями несложная. Прямоугольные панели тянуть куда проще, чем мебель с кучей элементов. Но натуральная кожа требует аккуратного подхода, почти как первый секс с девственницей.
В этом случае была некоторая сложность при работе с длинными панелями. Если мы говорим о натуральной коже, то всегда должны учитывать ограничения по длине и ширине. Не родилось еще такой коровы, шкурка которой затянет сразу бесконечно длинную панель.
Мы редко видим шкуры большой площади в районе шести метров. После отсекания с куска кожи явных дефектов — остается не более 4 квадратов. Потому затянуть большую панель одним куском — задача сравнимая с победой приоры в гонке Формулы 1. Приходится тянуть несколькими кусками и маскировать швы, что заказчики не находят их под микроскопом. Такой случай был с панелью длиной 2,9 м.
Мы давно выработали технологию, чем и во сколько слоев наносить клей, какой клей выбрать и какие нюансы есть в процессе. Мастер перестраховался и при натяжке кожи на фанеру, прошелся еще раз кисточкой с клеем по всем швам. Так строчка точно никуда не убежит при натяжке. Такие важные мелочи приходят только с опытом.
В случае с панелями нам даже фортануло. Кожа была пластичная, а фанера тонкая, поэтому мы обтянули панели без швов в углах. При обтягивании в кожу толстых столешниц так уже не получится.
Не все в этом проекте шло гладко.
Сначала перенос с 2021 на 2022 год увеличил его общую стоимость в 2 раза. За это время увеличилась и цена работы, и цена нужного клея. Стоимость кожи тоже выросла. Да и количество панелей подросло тоже. Первоначально мы говорили о 36 штучках. А в итоге их стало 46 и целая комната.
Мир не без рукожопов. Одну из готовых и идеальных панелей испортили левые мастера, когда делали отверстия под розетки. Неправильно выпилили, и нам пришлось переделывать целую панель из остатков кожи. Они были, да, и все же целая панель, бл., упороли целую панель.
На новой панели теперь уже появились шрамы. Но они спрятались за телеком. И общий вид композиции никак испортился.
Еще один сюрприз был в том, что мы согласовали с заказчиком 36 панелей, и заказали кожу на них! После добавления еще 10 панелей в другой комнате, итальянской кожи перестало хватать! И мы стали искать шкуры коровок из того же стада, но уже в Москве. Найдена была кожа хорошего качества в Рязани. Разницу можно заметить, если положить рядом два куска материала.
А мы делали две комнаты, потому различия хрен заметишь.
Такой ход был одобрен дизайнером и и проект успешно завершился.
На первый взгляд это был довольно простой проект для нашей команды. И все же заставил проявить смекалку и действовать максимально аккуратно.
Итог ничуть не уступил дизайн-проекту. Даже получился круче)